• +7 (47395) 3-12-03
Заболотовка, Звездная ул, 2а

Образовательная программа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ольховатская ДЮСШ

 

 Программа 

 развития МБУ ДО Ольховатская ДЮСШ

 

(целевая комплексная программа развития)

2016-2020 г.

                                                КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

         Концепция программы отражает систему взглядов её создателей на занятия физической культурой и спортом.

         Вряд ли какое-то занятие больше, чем спорт, способно повлиять на ребенка, отвлечь его от отрицательного влияния улицы, от пагубных привычек. Недаром спортивная школа является самым посещаемым учреждением дополнительного образования детей в  Ольховатском районе. ДЮСШ - учреждение дополнительного образование с гибкой организационной структурой, работа которого направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса. В деятельности учреждения учитываются запросы детей, потребности современной семьи, других образовательных учреждений, решаются задачи адаптации обучающихся к жизни в обществе и организации их содержательного досуга, ведется массовая и методическая работа.

         Учащиеся должны получать необходимые теоретические знания по физической культуре в школе и продолжать свое физическое совершенствование в учреждении дополнительного образования спортивной направленности, в первую очередь в сети отделений по видам спорта ДЮСШ по индивидуальному выбору и посредством отбора тренерами-преподавателями ДЮСШ.  Сейчас в Ольховатской ДЮСШ работают 8 отделения по видам спорта. Программа предполагает увеличить разнообразие профилируемых видов    спорта и контингента учащихся, открытие групп по общей физической подготовке в начальной школе, учитывая, что возраст 7-8 лет - самый благоприятный для начала занятий физической культурой и спортом. Тренерам- преподавателям эти занятия позволят определить способность ребенка к тому или иному виду спорта и в дальнейшем привлекать детей, уже сумевших привыкнуть к тренировкам и полюбить спорт, для занятий в отделениях ДЮСШ.

          Таким образом ДЮСШ можно назвать «школой непрерывного спортивного образования», где отслеживается физическое развитие ребёнка и его спортивные показатели от дошкольного или младшего школьного возраста до совершеннолетия.

          ДЮСШ становится центром проведения  всех спортивно- массовых и оздоровительных мероприятий района, а   также организационно-методическим и информационным центром для    специалистов по физической культуре.

 

МБУ ДО Ольховатская ДЮСШ предполагает открытие отделений по видам спорта в Ольховатском районе и привлечение общеобразовательных школ района для участия в спартакиаде, проводимой ежегодно тренерско-преподавательским составом. 

                                      Задачи программы развития. 

 

  1. Продолжать, на основе уже достигнутых результатов деятельности 
    ДЮСШ, целенаправленную работу по подготовке спортивного резерва по культивируемым направлениям, совершенствуя методы и подходы в учебно-тренировочной работе с детьми с учетом изучения и внедрения передового опыта и собственных методических и теоретических наработок.
  2. Создать на базе образовательных учреждений Ольховатского района (дошкольных, школьных) единую систему, предусматривающую постепенное, 
    непрерывное, преемственное участие в спортивно оздоровительных мероприятиях, стимулирующих саморазвитие и самосовершенствование, повышение физической подготовленности и результативности достижений в различных видах спорта.
  3. На базе образовательных учреждений (школьных и дошкольных), 
    используя биологическую потребность в двигательной активности, как основного средства физического развития, создать условия для целенаправленного формирования физической подготовленности детей, вовлекая их в простейшие состязания со сверстниками в быстроте, ловкости, силе и выносливости.
  4. В образовательных учреждениях приступить к формированию 
    потребности в саморазвитии и самосовершенствовании способом 
    воспитания учащихся в духе Олимпийского движения и пропаганды 
    физкультурно-спортивного направления и далее целенаправленного 
    развития психофизических качеств, регулярного участия в 
    оздоровительных мероприятиях, морально и материально 
    стимулирующих не только победителей, но и каждого отдельного 
    участника, обратить особое внимание образовательной части  предмета «Физическая культура».
  1. На отделениях по видам спорта ДЮСШ на базе высокого уровня 
        общей физической подготовки, полученной в школе, продолжить 
        саморазвитие и самосовершенствование, способом проведения 
        целенаправленных учебно-тренировочных занятий, участия в 
        соревнованиях по избранному виду двигательной активности, виду спорта.

Основное  внимание уделять общей физической подготовке и развитию общей                                                   выносливости. 

                               Основные программные мероприятия

 

 

  1. Совершенствование системы управления ДЮСШ и создание условий реализации программы. 

 

  • Проанализировать и оценить направления и технологии управления.
  • Формирование банка данных по деятельности ДЮСШ и  преподавательскому составу в т.ч.:

- о состоянии УВП;

- методической работы;

- кадров;

- материально-технической базы;

- связи с внешней средой;

- состояния управленческой деятельности.

  • Создание модели гибкой организационной структуры ДЮСШ.
  • Разработка механизма организации профессионального отбора тренеров-преподавателей для системы ДЮСШ.
  • Развивать коллективные и коллегиальные начала управления    и самоуправления с участием всех участников образовательного процесса:

      преподаватели – учащиеся – родители. 

  • Создать условия для реализации нормативно-правового, методического, материально-технического обеспечения программы.
  • Совершенствовать систему стимулирования всех участников образовательного процесса.
  • Активизация работы тренерских советов.

 

  •             2. Обновление содержания и технологий образовательного процесса.

 
 
 

    • Привести программы в соответствие с современными требованиями теории и практики дополнительного образования;

      -   разработать модели выпускников по видам спорта;

      -   разработка показателей и критериев оценки результатов;

      -  разработка методических рекомендаций для тренеров-преподавателей по 
         организации учебно-методической и научной работы  в ДЮСШ. 

    • Совершенствовать диагностическую деятельность в организации  учебно- воспитательного процесса.

 

    • Освоить и внедрить в образовательный процесс новые технологии дополнительного образования.

 

    • Открытие новых спортивных направлений  в соответствии с
      социальным заказом. 

 

    • Организация  физкультурной деятельности в дошкольных учреждениях и для детей младшего школьного возраста.

 

    • Внедрение образовательных технологий работы с одаренными детьми.

 

    • Увеличение охвата детей и подростков для занятий в отделениях ДЮСШ.

 

    • Планомерное обновление и перевод на современный уровень материально-технической базы учебного процесса.

 

                        3. Повышение профессиональной компетенции педагогов.

 

 

  • Выявить уровень профессиональной компетенции и  методической подготовки тренерско-преподавательского состава.
  • Продумать пути совершенствования профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования.
  • Внедрить обновленный механизм подготовки и переподготовки педагогических кадров;
  • организация и проведение научно-практических конференций, 
    мастер-классов; 
  • совершенствование системы самообразования;
  • обновление содержания деятельности методической службы.

 

 

                  4.   Развитие интеграции с социальными институтами.

 

  • Создание банка данных о социальных институтах региона.
  • Создание системы взаимодействия ДЮСШ с другими 
    социальными институтами.
  • Проведение исследования потребностей семей воспитанников 
    ДЮСШ.
  • Организация выборочного участия ДЮСШ в мероприятиях 
    района.
  • Расширение сотрудничества ДЮСШ со средствами массовой 
    информации.
  • Интеграция содержания обучения в ДЮСШ и 
    общеобразовательных школах посредством признания и 
    взаимозачетов академической успеваемости.
  • Совершенствование взаимодействия ДЮСШ с общественными организациями, военкоматом,  специалистами отдела образования по делам молодежи и спорту.

                                             Этапы реализации программы

 

 1 этап – подготовительный

  ( 2016- 2017 г.г.)

  • обсуждение программы педагогами, родителями, организациями, 
    заинтересованными в этой программе;
  • корректировка и согласование взаимодействия в рамках предложенной 
    программы;
  • обсуждение изменений содержания, организационных форм и методов физической культуры в образовательных учреждениях;
  • утверждение и принятие Программы.

 

                                            2 этап - внедренческий

                                                   ( 2017 - 2019 г.г.)

  • создание условий для осознания работниками физической культуры 
    и спорта образовательной сферы содержания и смыслового значения 
    программы;
  • единое календарное планирование реализации программы;      
  • проведение единых методических объединений инструкторов по 
    физической культуре дошкольных образовательных учреждений и 
    учителей физической культуры начальных классов;
  • выполнение программы.

 

                                               3 этап - итоговый

                                                       (2019-2020г.г.) 

  • продолжение выполнения программы с учетом результатов и 
    рекомендаций первого опыта работы;
  • подведение итогов, анализ, обсуждение достигнутых результатов по 
    исполнению программы, принятие решений.

 

 

 

Прогноз результативности программы:

  • улучшение учебно-воспитательной работы в образовательных 
    учреждениях Ольховатского района;
  • улучшение внеклассной и внешкольной работы по физической культуре 
    и спорту:
  • снижение количества детей, употребляющих алкоголь и наркотики;
  • снижение количества детей и подростков, совершающих 
    правонарушения в возрастной группе до 14 лет;
  • улучшение результативности работы по физическому развитию 
    дошкольного и младшего школьного возраста;
  • улучшение здоровья детей и подростков;
  • получение возможности для ДЮСШ привлечения к занятиям на 
    отделениях по видам спорта хорошо физически подготовленных детей и 
    как следствие получения перспективы по воспитанию более 
    качественного спортивного резерва;
  • воспитание в рамках своей школы  спортсменов по различным видам спорта, способных защищать честь района, области, ЦФО, России.

 

Оценка результатов программы: 

Результативность программы предлагаем оценивать:

  • по уровню физического развития детей в дошкольных учреждениях и 
    учащихся начальных классов;
  • по уровню развития основных физических качеств: силовых 
    способностей, быстроты, общей выносливости;
  • по количеству детей, регулярно занимающихся на отделениях по видам 
    спорта ДЮСШ;

 

  • по качеству их подготовки в ДЮСШ и результатам выступления в 
    соревнованиях;
  • по количеству учащихся, включенных в составы сборных команд 
    Воронежской области.

                                              УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

 

Учебный план для ДЮСШ предусматривает несколько этапов спортивной подготовки по годам в зависимости от спортивного направления: этап начальной подготовки (2-3 года); учебно-тренировочный этап (5 лет). Спортивная подготовка - многолетний круглогодичный, специально-организованный процесс всестороннего развития, обучения и воспитания занимающихся. Главная цель подготовки спортсмена - победа на чемпионатах района, области, страны. Частной целью является освоение и выполнение разрядных требований в соответствии сЕдиной Всероссийской спортивной классификацией : от массовых разрядов, до 1 разряда, кандидатов в мастера спорта, мастера спорта.

На этапе начальной подготовки (НП) приоритетными являются воспитательная и физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники, ставятся задачи привлечения максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, выявление задатков и способностей детей.

Учебно-тренировочный этап (УТ) содержит две отдельные составляющие: этап начальной специализации ( 2-3 года занятий), этап углубленной специализации (3-5 год обучения) формируется на конкурсной основе из учащихся, не имеющих отклонений в состоянии здоровья и выполнивших приемные нормативы по общей физической подготовке (ОФП) и специальной физической подготовке (СФП). На этом этапе ставятся задачи: улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие; повышение уровня физической подготовленности; достижение спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований учебной программы; профилактика вредных привычек и правонарушений. 
 

 Основные виды содержания спортивной подготовки.

     1. Физическая подготовка включает:

  • общую физическую подготовку (ОФП), направленную на повышение 
    общей работоспособности;
  • специальную физическую подготовку (СФП), направленную на развитие специальных физических качеств.
  1. Техническая подготовка включает базовые упражнения, специальные, 
    вспомогательные  характерные для данного спортивного направления.
  2. Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций. Учебный 
    материал распределяется на весь период обучения, учитывая возраст 
    занимающихся и излагается в доступной для них форме. Может 
    осуществляться в ходе практических занятий и самостоятельно.
  3. Психологическая подготовка предусматривает формирование личности 
    спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного 
    интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств.
  4. Инструкторско-судейская практика. Одной из задач ДЮСШ является 
    подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструкторов и участие 
    в организации и проведении спортивных соревнований в качестве судьи. 
    Решение этих задач осуществляется на УТ этапе и продолжается на 
    последующих этапах подготовки. Занятия проводятся в форме бесед, 
    семинаров, самостоятельного изучения литературы, практических 
    занятий.
  1. Контрольно-нормативные мероприятия проводятся в целях 
    объективного определения перспективности спортсменов и 
    своевременного выявления недостатков в их подготовке. Проводится 
    регулярно (1-2  раза в год) комплексное обследование (тестирование) 
    спортсмена и заносится в протокол.
  1. Соревнования. Проводятся в соответствии с календарем спортивно- 
         массовых мероприятий .
  2. Восстановительные мероприятия используются для 
         восстановления работоспособности учащихся ДЮСШ. Используется 
          широкий круг средств и мероприятий педагогических, гигиенических, 
         психологических и медико-биологических) с учетом возраста, 
         спортивного стажа, квалификации и индивидуальных особенностей 
         спортсмена.
  3. Медицинское обследование. Проводится вне сетки часов. В задачи 
        контроля входят: диагностики спортивной пригодности ребенка; оценка 
        его перспективности, оказание первой доврачебной помощи.

 

     МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. 

Методическое обеспечение образовательного процесса осуществляется на уровне:

Научно-педагогической помощи:

Разработка    и    внедрение    образовательных    учебных    программ    физкультурно-спортивной направленности.

Участие в региональных и всероссийских семинарах для тренеров-преподавателей по видам спорта с целью изучения передовых  и представления собственных разработок по различным направлениям

видов спорта.

Участие в региональных  и всероссийских судейских семинарах с целью изучения и внедрения новейших разработок в области судейства, представления собственной позиции по культивируемым направлениям и видам спорта.

Представительство и работа в выборных руководящих органах Муниципального уровня.

Распространение опыта работы ДЮСШ на районном и региональном уровне.

Консультативно-методической помощи:

Проведение педагогических и тренерских советов в рамках ДЮСШ.

Методические  семинары  и  консультации  с  привлечением  учителей  физической культуры общеобразовательных школ.

Организация и проведение районных спартакиад школьников.

Организация и проведение районных, областных соревнований.

Участие в аттестации учителей физической культуры.

Аттестация тренеров-преподавателей ДЮСШ.

Повышение квалификации:

Изучение передового опыта работы в области спорта и физической культуры.

Участие в соревнованиях регионального, всероссийского уровней 
и в их судействе.

Участие в районных, областных курсах и семинарах, семинарах и 
курсах по судейству соревнований.

Обеспечение современной методической литературой.

Изучение правил соревнований и изменений в них.

Самовыдвижение на присвоение квалификационных категорий.

Самообразование.

Участие в конкурсах учреждений дополнительного образования детей.  

   
   УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРОГРАММ 

п/п

Наименование

деятельности

наличие

1

Баскетбол

Спортивные залы: ФОК, Ольховатской СОШ, Заболотовской СОШ, Базовской СОШ.

Спортивный инвентарь и оборудование.

Учебные программы.

Методическое обеспечение.

2

Волейбол

Спортивные залы: ФОК, Ольховатской СОШ, Караяшниковской СОШ, Базовской СОШ, Новохарьковской СОШ,Шапошниковской СОШ, Степнянской СОШ.

Спортивный инвентарь и оборудование.

Учебные программы.

Методическое обеспечение.

3

Футбол

Спортивные залы и открытые футбольные поля: ФОК, Ольховатской СОШ, Заболотовской СОШ.

Спортивный инвентарь и оборудование.

Учебные программы.

Методическое обеспечение.

4

Самбо

Борцовский зал ФОК.

Спортивный инвентарь и оборудование.

Учебные программы.

Методическое обеспечение.

5

Плавание

Бассейн ФОК.

Спортивный инвентарь и оборудование.

Учебные программы.

Методическое обеспечение.

6

Русская лапта

Спортивный зал и открытая площадка Юрасовской ООШ.

Спортивный инвентарь и оборудование.

Учебные программы.

Методическое обеспечение.

7

Бокс

Боксёрский зал.

Спортивный инвентарь и оборудование.

Учебные программы.

Методическое обеспечение.

8

Л/атлетика

Спортивный зал и открытые площадки ФОК,Марьевская СОШ

Спортивный инвентарь и оборудование.

Учебные программы.

Методическое обеспечение.


                     Финансовое обеспечение программы.

   

Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет, дополнительно привлеченные средства (спонсорские средства, доходы от дополнительных платных услуг, добровольные пожертвования).

 

 

Директор МБУ ДО Ольховатская ДЮСШ                                                 В.И.Кальченко